выявление потребностей в обучении - опыт

Выявление потребностей в обучении — это часто встречающаяся с трудность. Часто человек не знает, как определить свою проблему. И это не удивительно, ведь он не специалист в той области, где работает эксперт, он не разбирается в терминах и часто “плавает” в ощущениях. Полагаю, что многие тренеры, репетиторы, эксперты используют тестирование. И я хочу поделиться опытом, как я это делаю.

 

Рассмотрим конкретную ситуацию на консультации

Ко мне на консультацию записалась милая дама 30+, которая занимается продажами, назовем её условно Вера. У неё два направления, одно из которых — недвижимость, по этой теме она ведёт блог в Инстаграм. Вера заинтересована проводить в Instagram прямые эфиры и размещать сториз, но ей не нравится как она говорит. Это проблема, с которой она обратились ко мне, как к доктору. Но чтобы понимать какое «лекарство» ей прописать, то есть какую программу занятий составить, мне нужно понимать от чего отталкиваться.

«Ну вот по-дурацки получается» — из этого, к сожалению, «картину болезни» не нарисовать. И тогда применяю устное тестирование, предлагаю детализировать проблему, чтобы понять, где узкое место. И первое, что спрашиваю: не нравится, как выглядит картинка на экране? Это частый камень преткновения, но не для Веры.
— Не нравится, как звучит голос? — продолжаю я.
— Да, как-то не так. Не могу объяснить.
— Может быть неуверенно?
— Да, голос неуверенный. И, знаете, когда говорю долго, появляется першение в горле, закладывает нос и не хватает дыхания.

Ура! Для репетитора по технике речи — это симптом неразвитого речевого дыхания. Аналогия с доктором удачная :). И от этого недуга у меня есть лекарство! Но, как доктору мне надо, образно говоря, прослушать пациента и подтвердить мысль, что проблема именно с дыханием.

 

Практическое тестирование для выявления зон роста

Приступаем к практическому тесту. Предлагаю положить руки на ребра под грудью и сделать короткий шумный вдох, как будто принюхиваетесь чем пахнет. Если задержать дыхание, то можно почувствовать какие органы и мышцы принимают участие во вдохе. Приподнялись грудь и плечи, а в области диафрагмы тишина? Диагноз верный: дыхание поверхностное, нагрузка на голосовые связки избыточная.

Такое дыхание никак не способствует здоровью голосовых органов и уверенному звучанию. Так мы выяснили, какое первое направление индивидуальной программы Вера будет осваивать.

Но это ж ещё не всё! Она поведала мне, что стоит только нажать кнопку «Прямой эфир», как фонтан слов, опережая друг друга, стараются передать поток её мыслей. В её речи нет вступления, а заключение звучит аналогично фразе «Ну как-то так…».

В этот момент я понимаю, что нужно работать над композицией и структурированием речи. Это работа с текстами: что сказать в какой момент, где можно растекаться «мыслию по древу», а где выдать информацию списком, ну и сделать всё-таки заключение. Вот так вырисовалось и второе направление программы для создания навыка использовать трехчастную форму выступления и упорядочивать мысли.

 

Видео или аудиозапись — инструмент для составления персональной программы обучения

Я задала ещё один вопрос: насколько Вере удается владеть интонациями речи, чтобы удерживать зрителя? Но она разумеется не могла оценить мелодику своей речи. Это можно довольно легко определить, если послушать аудиозапись выступления или посмотреть видеозапись. Однако, у Веры записей не оказалось. На консультации мы решили, что она такое видео в процессе занятий запишет, и мы сможем определиться.

Вывод очевиден: для того чтобы определить проблему — нужно сделать запись короткого видеовыступления или прямого эфира (даже, если вам не понравилось, как он прошёл).  Это самый простой способ определить проблему для составления персональной программы обучения.