Запрос общества на дополнительное образование для взрослых неуклонно растет. Даже был сформирован главный принцип обучения взрослых людей. В результате многочисленных исследований организация ЮНЕСКО заявила, что “Adult learning must be fun”, то есть для взрослых людей обучение должно быть веселым!
Неожиданно, не правда ли?
Почему мы вот уже 8 лет обучаем онлайн?
Поскольку мы развиваем свой обучающий интернет-проект 8 лет, то знаем, почему именно в наше время взрослые люди всё чаще стремятся к саморазвитию и дополнительному образованию.
- Научно-технический прогресс заставляет людей постоянно осваивать новые технологии. Еще вчера компьютер в глубинке воспринимался, как ракета, о которой все знают, но видели только по телевизору, а сегодня он становится столь же привычным, как и калькулятор.
- Людям всё чаще приходится делать осознанный выбор. И думающие люди хотят основывать его не на яркой рекламе и красивых фразах, а на собственных убеждениях и знаниях.
- Экономические изменения в странах СНГ породили прослойку предпринимателей, фрилансеров и независимых экспертов. Для них личностный рост так же привычен, как профессиональный. Люди стали удовлетворять свои потребности в самореализации путем самосовершенствования.
И, если ещё лет 10-15 назад обучение ораторскому мастерству существовало только “живьем”, а востребовано было руководителями, политиками и менеджерами среднего звена, то постепенно сформировались запросы по владению речью и актёрскими приемами для:
- повышения квалификации — приобретения, так называемого “мягкого” навыка;
- общения и выстраивания отношений;
- ведения бизнеса и образовательной деятельности через интернет.
Кого мы обучаем?
Как сказал древне-китайский мыслитель Лао-цзы: “Когда ученик будет готов, учитель появится сам”. Вот так и появился на просторах интернета наш Тренинг центр, чтобы помогать взрослым людям получать дополнительное образование.
Почему-то бытует мнение, что взрослые – это люди, которым за 40. А ведь любой человек, получивший среднее образование и начавший самостоятельно зарабатывать деньги — взрослый, вне зависимости от количества лет в паспорте. Это и работающая молодежь, и люди среднего возраста, и представители «третьего поколения».
Психологи даже успели классифицировать и выделить 5 особенностей взрослых обучающихся:
- Они осознают себя самостоятельными личностями и критически относятся к попыткам руководить ими, хотят знать “правила игры” до начала обучения.
- Мотивация к обучению во много раз превосходит мотивацию юных студентов и школьников. Потому что с помощью дополнительного обучения/образования, они стремятся решить свои жизненные проблемы (карьера, общение, развлечения и т.д.).
- Любую поступающую информацию оценивают с позиции своего жизненного, социального и профессионального опыта. Стремятся как можно быстрее использовать на практике полученные знания и навыки.
- Восприятие взрослых всегда сопровождается эмоциональной оценкой информации. Их мозг уже натренирован «блокировать» информацию с отрицательными эмоциями, даже если это чувство голода, плохая слышимость или любой другой дискомфорт.
Именно последняя особенность и стала основанием для принципа, что обучение взрослых людей должно быть веселым. В смысле нескучным, практичным, минимум занудной лекции — максимум интересных практических заданий. Этим требованиям соответствует разработка тренингов, вот почему именно тренинги и мастер-классы так распространены и востребованы.
Как мы обучаем своих взрослых студентов?
Есть обоснованное мнение о том, что можно быть профессором в области своего предмета, но:
- не уметь научить, не владеть умением разработать методику занятия;
- не знать, как выстраивать взаимоотношения с учениками.
Хороших результатов от такого обучения трудно ожидать. Ведь всё начинается с преподавателя, с его умения организовать образовательный процесс.
Учитель, работающий с детьми и подростками — это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Их называют педагогами от греческого παιδί – «ребенок».
Обучение взрослых людей строится согласно андрагогической модели обучения. Слово андрагогика, происходит от греческого ανδρας – «взрослый человек», и появилось для обозначения области, в которой изучаются закономерности и особенности обучения взрослых.
Чтобы эффективно обучать, в нашем Тренинг центре придерживаются цикла обучения взрослых, который вывел Дэвид Колб. Поскольку взрослые подаваемую информацию оценивают с позиции своего жизненного, социального и профессионального опыта, то разумнее проводить их через 4 этапа:
- Дать задание, в котором они получают некоторый опыт, и делают ошибки.
- Вместе провести анализ этого действия и найти ошибки.
- Предоставить обучающемуся право на формирование новой модели поведения (соблюдать совещательную позицию).
- Дать возможность совершить новое действие для проверки созданной модели.
На первый взгляд — ничего сложного. Однако профессиональные учителя с трудом удерживаются от позиции лидера, который доминирует. А взрослые люди критически относятся к попыткам ими руководить. Отношения с ними в процессе обучения важно строить на взаимном уважении и признании их прошлого опыта и заслуг.
Мы называем наших взрослых участников обучения студентами. Ведь они начинают его вполне осознанно и умеют расставить цели и приоритеты. И интересуемся, почему они выбрали именно наш Тренинг центр и хотят учиться у Елены Литвиненко.
Скомпилированное мнение студентов о том, каким должен быть преподаватель:
Умным, интересным, профессионалом в своей области преподавания. Преподаватель должен доходчиво объяснять материал, уметь заинтересовать студента своим предметом. А также иметь индивидуальный подход к каждому, и просто быть хорошим человеком. Должен стремиться к повышению своего профессионального уровня.
Наш Тренинг центр — это сайт, у которого благородная миссия связывать тех, кто хочет самосовершенствования со знающими и опытными специалистами. В своей книге “Обитель души” Гэри Зукав пишет: “Вы создаете реальность собственными намерениями”. И, если ваше намерение – делать выборы, которые приводят к самореализации и успеху, тогда вы будете жить в этом состоянии.