Мотор любой машины скрыт внутри корпуса, но каждый понимает, что он-то и есть её главная деталь. Хотелось бы провести аналогию с произнесением речи. Неожиданно? Некоторые недостатки речи очевидны : нечёткая дикция, монотонность. Они заставляют прислушиваться и переспрашивать или буквально усыпляют. Однако, порой слушатель ощущает, что выступление или рассказ собеседника скучный, смысл сказанного ускользает, и мысли неумолимо переключаются на что-то другое. Какой же элемент речи так влияет на восприятие рассказа, доклада, вебинара? Ключевую роль в этом случае играют темп речи, на который весьма влияет тип темперамента человека.
Некоторые продавцы — консультанты недоумевают: почему их прерывают, благодарят и уходят? Почему люди не дослушивают презентацию, интересующего их товара, услуги, бизнеса? Почему именно во время вашего выступления выходят под благовидным предлогом или тайком открывают на гаджетах страницы соцсетей и приложений? И это при том, что составлена содержательная речь: в ней много цитат и интересных фактов, у вас хорошая дикция и вы специально поработали над выразительным её произношением!?
Возможно, что темп вашей речи был не особенно комфортным для слушателя? Вот что по этому поводу писал Чарлз Сперджен:
«Слишком медленная речь ужасна и может совсем расшатать нервы полных жизни слушателей…. Но слишком быстрая речь, гонка, неистовство, буйство также непростительны, когда вместо упорядоченного войска слов к нам является толпа черни, и смысл полностью тонет в море звуков».
То есть, именно темп речи можно назвать её скрытым мотором. Скорость речи, бесспорно, очень индивидуальна, но влияет на неё тип темперамента человека.
Какой тип темперамента доминирует у вас и как это влияет на вашу речь?
ТЕМПерамент — видите, само это слово и указывает на скорость. Любой из нас легко может сравнить речь эмоциональных итальянцев и уравновешенных финнов, чтобы уловить разницу. При этом, национальность, конечно же не главное. Важнее определить какой психотип у вас доминирует. Гиппократ создал самую известную классификацию психотипов, или чаще их называют типами темперамента, это — сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики.
Люди сангвинического темперамента обычно эмоциональные, энергичные и общительные, они прекрасно идут на контакт с людьми. Как правило, умеют очень хорошо говорить, их приятно слушать: рассказ сопровождается яркой мимикой и жестами. Сангвиники умеют приводить убедительные доводы в подтверждение своих слов. Среди них наибольший процент профессиональных коммуникаторов. Постоянная потребность в общении заставляет сангвиников выбирать публичные виды профессий: актёра, политика, преподавателя, тренера и т.п.
Что касается личного общения, то у сангвиников всегда много друзей и поклонников. В то же время повышенная общительность создаёт преграды для создания семьи. Вторая половинка сангвиника должна быть готова к постоянному присутствию в доме гостей и поклонников неуёмного оптимиста. Сангвинический тип преобладал у таких известных людей, как В.А. Моцарт, М. Твен, М.Ю. Лермонтов, М. Склодовская-Кюри, Н. Бонапарт, Ф. Рузвельт, Б. Клинтон, В.И. Ленин, актер Евгений Леонов.
Холерики часто проявляют неуравновешенность, их легко заставить и плакать и смеяться. Речь людей этого психотипа бывает полна страсти, хотя страдает торопливостью и недоговоренностью. Им подходят руководящие позиции, требующие решительности и готовности взять на себя ответственность. Те из них, кто уделил внимание и время тренировке своих ораторских умений, становятся харизматичными лидерами, способными вести за собой.
Общение в семье холерика будет всецело по его правилам. С ним может ужиться только спокойный и уравновешенный человек, готовый постоянно быть на вторых ролях. Холерики могут быть преданными и надёжными друзьями, их чаще всего любят и ценят за их надёжность. Представители этого темперамента готовы подставить своё плечо в любую минуту. Типичные холерики: Пётр I, А. В. Суворов, В. Чапаев, В.В. Жириновский, А. С. Пушкин, И. П. Павлов, О. Уинфри, из актёров Луи де Фюнес и Лия Ахеджакова.
Флегматики, напротив — спокойны и невозмутимы, медлительны, как в своих эмоциях, так и речи. Говорят они мало, делают много. Они долго сходятся с новыми людьми, и уж если они начинают дружить с кем-либо, то делают это искренне, а их дружба длится до самой смерти. Учитывая, как сложно сходятся флегматики с другими людьми, второй половинкой этих людей становятся их давние знакомые. Возможно, даже однокурсники или одноклассники.
Они, как правило, легко общаются с друзьями и в семье, но им трудно даются публичные выступления. К известным флегматичным людям можно отнести: Г. Галилея, И. Ньютона, И. Канта, И. А. Крылова, А.П. Бородина и Г. Зюганова. А также актёров Стивена Сигала и Нонну Мордюкову, Наталью Гундареву.
И, наконец, четвертый тип темперамента людей — меланхолики. Такие люди склонны к тоске, депрессиям и постоянным переживаниям. Они часто предпочитают одиночество, из-за этого личное общение с ними может быть мучительным и невыносимым. Они сторонятся других людей и первыми не идут на контакт. Больше всего их интересует собственный мир, поэтому друзей у них мало, но он ими очень дорожат.
Большинство одиноких людей, являются меланхоликами. Семью с ними могут создать только сильные и активные люди, которые смогут опекать ранимые натуры. При этом, меланхолики бывают невероятно творческими личностями. Они прекрасно доносят до зрителей свои чувства и переживания. Для примера, меланхолики: Э. А. По, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. Блок, С. Есенин, А.П. Чехов, М. Ю. Лермонтов, Ф. Шопен, П. И. Чайковский. Знаменитые артисты: Э. Пресли, М. Джексон, Дж.Депп, Киану Ривз.
Безусловно, в чистом виде эти характеры встречаются крайне редко. В каждом сангвинике есть что-то от холерика и прочих, а в каждом холерике встречаются черты других описанных типов, как в меланхолике или флегматике.
Надо что-то делать со своим темпераментом. А можно это как-то исправить или только работать над своей речью?
Да, я тоже замечала, что моя подруга очень убедительно умеет говорить. Наверное, она сангвиник.
А можно помочь флегматику? В смысле — темпа речи?