Для публичных выступлений необходимо уметь варьировать темп своей речи, чтобы её смысл проникал в сознание слушателя. Поскольку на выступлении онлайн весьма затруднительно привлечь внимание через зрительный канал восприятия: спикер лишен возможности передвижения, как на сцене; он не может пройти между рядами, как учитель; слайды тоже статичный материал – это вам не кино… Учитывая эти особенности, необходимо направить львиную долю усилий на то, чтобы воздействовать на слуховой канал восприятия.
Внимание слушателя будет постоянно рассеиваться, если речь выступающего эксперта монотонная и однообразная, причем абсолютно неважно «живые» это выступления или выступления онлайн. Процесс переключения мысли на что-то другое неотвратим, если не задействовать богатую палитру речевых характеристик. Изменяя высоту и громкость голоса, а также скорость и эмоциональность изложения, можно разнообразить мелодику речи и тем самым удерживать внимание наших слушателей по ту сторону монитора.
Полезно так же знать об актёрской психотехнике темпо-ритм, которой основатель первой российской актёрской школы при МХАТ, К. С. Станиславский уделял очень большое внимание. Между темпо-ритмом и чувством и, наоборот, между чувством и темпо-ритмом существует нерасторжимая связь. Для того, чтобы помочь вам разобраться как они связаны, и как их можно тренировать, я записала видео урок.
Содержание видео урока:
- Энергетика речи. Из чего она состоит?
- Понятия темпа и ритма.
- Какой темпо-ритм речи хороший и почему?
- Как научиться изменять темп речи и для чего это нужно?
- Практические упражнения и приёмы для тренировок.
Если вы посмотрели урок, то полагаю осознали, что темп речи — главная составляющая энергетики спикера и необходимо овладеть таким «стратегическим преимуществом». Чтобы выработать речевой навык изменения темпа в зависимости от смысловой нагрузки текста — нужны тренировки.
Упражнения для ускорения и замедления темпа
По крутой тропинке горной | неторопливо |
шел домой барашек черный | размеренно |
и на мостике горбатом | повествование |
повстречался с белым братом. | |
И сказал барашек белый: | |
«Братец, вот какое дело: | сердится |
здесь двоим нельзя пройти — | начинается ускорение слов |
ты стоишь мне на пути». | ещё убыстряет речь |
Черный брат ответил: «Мэ-э, | раздражается |
ты в своем, баран, уме? | говорит еще быстрее |
Пусть мои отсохнут ноги, | быстро |
не сойду с твоей дороги!» | быстро и с восклицанием |
Помотал один рогами, | с высокой энергетикой |
уперся другой ногами… | очень быстро |
Как рогами ни крути, | начать замедление |
а вдвоем нельзя пройти. | пауза и полностью замедлить темп |
Речевое упражнение «Медленноговорки»
Это упражнение полезно всем, но особенно «торопыжкам» в речи. Обратите внимание на то, что каждая следующая медленноговорка короче предыдущей, поэтому смысл их чтения в том, чтобы темп от первой к десятой замедлять. Прочтите первую медленноговорку выразительно в обычном для вас темпе и засеките время. Теперь ваша задача прочесть за это же время каждую следующую медленноговорку.
- Когда у противника шестнадцать шашек, а у меня четырнадцать, то я только на одну восьмую слабее его; а когда я поменяюсь тринадцатью шашками, то он будет втрое сильнее меня.
- Выстроились перед Мухоловом-Тонконосом Дубонос, Крестонос, Долгонос, Шилонос, Широконос, Сетконос, Мешконос и Долбонос.
- Темная и безветренная сентябрьская ночь окружала меня и так же, как море, защищала от всяких помех.
- Зачем же взваливать на деньги вину за те мерзости и преступления, которые они порождают?
- Иванушка лежал неподвижно со счастливым, спокойным лицом, дышал глубоко, ровно и редко.
- Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена.
- Холод прошел по спине Ставрогина, и он в испуге вырвал свою руку.
- Мужичище был быком, а рожа у него ровно нарошно придумана.
- Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп.
- Суета сует, суета сует, и всё суета!
Примерно к пятой-шестой вам может показаться, что миссия не выполнима, поэтому подсказываю, какие методы применять, чтобы добиться естественного проговаривания 6 слов и 20 слов (исключая предлоги и союзы) за одинаковое время. Во-первых, используйте логические паузы и во-вторых, старайтесь протянуть где возможно, гласные звуки нараспев. Если именно темп и энергетика речи — ваше «слабое звено», то добавьте ещё несколько упражнений для их тренировки.
Кстати, как в деловом, так и в личном общении, для достижения взаимопонимания, имеет смысл подстраивать темп своей речи под темп с которым говорит собеседник. Как правило, продавец подстраивается под темп покупателя, женщина (как более искусный коммуникатор) под речь мужчины. Ну и нам с вами — тренерам, консультантам, экспертам при личном взаимодействии с обучаемым следует при установлении раппорта изменять темп речи.