развитие речевого голоса

Высота звучания голоса — важный фактор, который влияет на восприятие нашей речи. Удивительно, но факт: многие люди имеют вполне приличный объем от высшей до низшей ноты, на которых могут свободно говорить, но используют только несколько звуков.  Развитие речевого голоса полезно направить на овладение всей доступной палитрой звучания.

Как известно, подсознание создает определённые, устойчивые стереотипы восприятия, и в том числе это относится к человеческому голосу. По тому, как вы «звучите», люди судят о вашем характере и темпераменте, зачастую об интеллектуальном уровне и сфере вашей деятельности.

Выявлено, что высокие женские голоса мужчины ассоциируют с пассивностью и «детскостью». Если взрослая женщина имеет детский голосок, то, скорее всего, что и воспринимают её, как ребёнка, у которого низкий уровень ответственности, интеллекта и его надо опекать.

А грудной женский голос, то есть в нижнем регистре, снискал себе славу сексуального. Впрочем, сексуальность голосу придаёт не только высота его звучания, но и тип извлечения звука с придыханием, которым часто пользовалась знаменитая Мэрилин Монро.

Женщины, как свидетельствуют опросы, всегда отдадут свои симпатии мужчине с более низким и сочным голосом, нежели обладателю высокого тенора. Считается, что человек с низким голосом производит впечатление самодостаточного и более уверенного, чем обладатель высокого голоса. Однако, осипший или охрипший низкий голос, особенно монотонный — это неприятная характеристика, как для мужских, так и для женских голосов.

Развитие речевого голоса: упражнения для изменения высоты звучания

 

От чего зависит высота звучание голоса и можно ли её изменить?

Одни люди хотят придать своему голосу больше уверенности и солидности, добавив к объёму его звучания несколько низких нот. Другие — те, у кого голос от природы низкий, хотели бы научиться говорить более «нежно и легко», то есть повысить звучание голоса.

В наибольшей степени высота звучания голоса зависит от того, какие естественные резонаторы тела человек умеет использовать. Что из себя представляют эти самые резонаторы? Это незаполненные мягкими тканями полости (пустоты) черепной коробки: твёрдое нёбо, полость носа, зубы, лицевой костяк, лобные пазухи и грудная клетка.

Куполообразные крыши исторических сооружений свидетельствуют о том, что люди знали об усилении звука резонаторами с давних времён. В стенах древних церквей, где собиралось много людей, насущно стоял вопрос о том, как усилить голос проповедника. Там были найдены, вмонтированные в стены, пустые сосуды, которые использовались именно с этой целью.

Развитие речевого голоса: упражнения для изменения высоты звучания

Более того, каждый из нас знает, как гулко звучат любые звуки в пустом помещении. Вывод напрашивается сам собой: пустоты усиливают звук! Резонансное колебание звуковых волн усиливает и наполняет звучание голоса обертонами, а это именно то, что нужно, чтобы вас слышали зрители. Зачем надрывать голосовые связки, если можно использовать ещё и законы физики?

Развитие речевого голоса: упражнения для изменения высоты звучания

Бронхи и трахеи человеческого организма имеют способность резонировать, и получили название грудного резонатора. Его важно использовать для извлечения более низких звуков. Индикатором правильного посыла звука в грудной резонатор являются  вибрации в области грудной клетки.

Глотка, ротовая полость, носовая полость, назальные и лобные пазухи, гайморовы полости — это головной резонатор. Надо научиться посылать туда звук, чтобы извлекать более высокие ноты. При правильном посыле звука в головной резонатор  можно почувствовать вибрации на темечке, в области переносицы, над верхней губой.

Чтобы наши резонаторы хорошо работали, усиливая и окрашивая звучание голоса, активируем эти зоны. Для этого существует прекрасная техника вибрационного массажа. Вот как выполняет его наша студентка Ирина на индивидуальных занятиях онлайн.

Техника вибрационного массажа:

Энергично постукиваем пальцами обеих рук:

  • по лбу с произнесением звука [М] (мычание);
  • по крыльям носа с произнесением звука [М];
  • по верхней губе с произнесением звука [В];
  • по нижней губе с произнесением звука [З];
  • по верхней части груди с произнесением звука [Ж];
  • по нижним частям грудной клетки справа и слева (на звуке [М]);
  • по спине справа и слева (на звуке [М]).

После вибрационного массажа, который лучше проводить стоя, отдохните, сделав 5—10 медленных спокойных вдохов и выдохов.

 

 

Упражнения для повышения и понижения высоты звучания

В процессе развития диапазона голоса, глотка должна быть всегда свободна. Самый простой способ для её освобождения — это зевок. Перед тем, как перейти к речевым упражнениям — зевните несколько раз. Почувствуйте, как поднимается ваше верхнее нёбо и опускается гортань. Необходимо принять правильное положения корпуса и освободить мышцы рта и губ.

Читая  упражнения, полезно произносить текст четко по слогам.  И первое из них — на повышение тона,  надо начинать с самой низкой ноты, на которую вы только можете опуститься. Постепенно, скандируя, поднимитесь до середины голоса, так называемого примарного тона. Делайте ступеньки — интервалы очень маленькими, тогда вам хватит объёма голоса, чтобы подняться ещё на 3 ступеньки.

  «Чудо — лесенка»

Чу-до-ле-се-сен-кой-ша-гаю, (низкий тон)
Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю: (чуть выше)
Шаг-на-го-ры, (выше)
Шаг-на-ту-чи… (ещё выше — примарный тон)
А-подъ-ем-всё-вы-ше-кру-че… (ещё на ступеньку)
Не-ро-бею, петь хо-чу, (ещё чуть-чуть)
Пря-мо-к- солн-цу-я -ле-чу! (самый высокий тон).

Хватило голоса? Если нет — пробуйте ещё. Подобные упражнения даются с трудом. Не надо отчаиваться, а следует уделить им больше внимания. Если вы не слышите и  не чувствуете понижения и повышения высоты звучания — сделайте аудиозапись и послушайте со стороны.

 

Бывает, что человек поднимается на 2-3 ступеньки, а весь остальной текст произносит на одной ступеньке, и так не раз и не два — это означает, что за речевые упражнения браться рано, надо потренировать речевое дыхание и свободное звучание.

Следующее упражнение — на понижение тона (высоты звучания) голоса. Из верхнего регистра постепенно спускайтесь по «этажам» вниз: сначала в средний, а потом в грудной регистр. Очень хорошо вам могут помочь движения рукой или всем телом (постепенное приседание).

«Этажи»

Десятый этаж
\ и девятый этаж
\ и восьмой этаж
\ и седьмой этаж
\ и т. д.

 

Развитие речевого голоса — управление регистрами

Наверняка вы слышали про знаменитый малиновый звон — чистый и мягкий праздничный звон колоколов. Звук которого можно сравнить только с удивительным звучанием карильонов из города Мелехен (или Малин). Полагаю, что вам доводилось и видеть, как звонарь с помощью веревок, приводит в движение прикреплённые к большим колоколам металлические языки. А на меньших звук извлекают с помощью специальных молоточков его помощники.

Дело в том, что каждый колокол звучит только на одной ноте. Поэтому, чтобы получить колокольный звон, их вешают большое количество, и нужен не один человек, чтобы ими управлять. А в теле у каждого человека заключен многозвучный орган — его голос, который вполне может подражать и самому большому из колоколов, и самому малому!

Высота звучания голоса — важный фактор, который влияет на восприятие нашей речи, поэтому важно овладеть её управлением. Не так ли? Кто ж не хочет, чтобы голос звучал то нежно и звонко, то солидно или сексуально!

И для этого необходимо научиться плавно переходить из своего среднего тона в верхний регистр или извлекать грудной голос в нижнем регистре. Для этого, как нельзя лучше подходит упражнение,  которое так и называется — «Колокола».

Развитие речевого голоса: упражнения для изменения высоты звучания

Первый колокол звучит в грудном регистре «Бум! Бом!».
Второй — повыше, это средний регистр (которым мы обычно разговариваем). Он звучит «Бим-бом!».
И третий — маленький колокол, который висит высоко. Звучание его  «Динь-дон!» в верхнем регистре.

«Колокола»

В грудном регистре что за гром?
Бум! Бом! Бум! Бом!
А в среднем гул на целый дом:
Бим-бом! Бим-бом!
Вот в головном чистейший звон:
Динь-дон! Динь-дон!
И всё звенит, гудит им в тон:
Бум-бом! Динь-дон!
Бим-бом! Динь-дон!

 

Вот на таких, казалось бы детских упражнениях, реально расширяется объём голоса. Те, кто хочет, чтобы голос звучал нежно и звонко учатся плавно переходить из  среднего тона в верхний регистр. А желающим приобрести звучание более солидное и сексуальное, конечно же важен грудной голос, нижний регистр.

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии