Как обычно люди приходят к пониманию, что им нужно развитие голоса и речи? Чаще всего это происходит в результате прослушивания собственной речи, записанной на аудио или видео. Бывает, что друзья, близкие или коллеги замечают, мол слишком тихо или невнятно говоришь — слушать тяжело. Хуже, когда клиенты или начальство выражают по этому поводу недовольство.
И созревает у человека мысль: надо бы как-то от этих недостатков избавиться. По нынешним временами, он первым делом “ныряет” в интернет и начинает шерстить разнообразные видео с упражнениями, старается повторить, прилагает усилия, тратит время…
Неправильная диагностика проблемы – отсутствие результата
Я часто сталкиваюсь с тем, что люди, имеющие голосо-речевые проблемы, не понимают, не слышат и не чувствуют какой именно недостаток делает их речь невнятной и монотонной или голос тихим и невыразительным. Думают, что для них важно научиться говорить громче, в то время как я слышу, что дело не в громкости — однообразная мелодика речи.
Соответственно, им сложно определиться какие упражнения надо выполнять, чтобы получить желаемый результат. В таких случаях люди часто «опускают руки», потому что упражнения, направленные на развитие голоса и речи почему-то им совсем не помогают избавиться от проблемы. Просто НЕ те упражнения! Можно сказать, что не в том направлении движутся.
Если вы уже давно пытаетесь что-то изменить в звучании вашего голоса, развить красноречие, но результата нет, то вполне возможно, что вы допускаете одну из тех ошибок, про которые я решила записать видео. И ошибки эти можно назвать тактическими, то есть важны не сами занятия и упражнения, а подход к ним.
1 ошибка — неправильно направлен вектор занятий
К примеру, вы решили развивать дикцию и заучиваете длинные и сложные скороговорки. А надо бы сначала поработать над той группой звуков, которые вам трудно даются. Какие именно многие определить не могут. Я знаю случаи (не один!), когда люди не замечают, что пропускают или подменяют другими звуками «Л». И от этого слышатся совсем другие слова:
- ложка — вошка,
- дела — дева,
- луноликий — вуноикий,
- слушай — сушай.
И вот твердит человек с таким недостатком знаменитую скороговорку “Лигурия”, помните: лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии? Как думаете, получит ли он желаемый результат, и как скоро?
В данном случае невозможно достичь результата из-за того что неправильно направлен вектор! И в этой связи мне вспоминается одна комическая история, которую я рассказываю в видео.
Так вот, прежде чем начинать занятия — установите правильный вектор, узнайте что именно нужно делать с вашей конкретной проблемой.
2 ошибка — недоверие к методам специалиста
Вторая ошибка, которая тоже очень часто встречается, когда человек начинает заниматься. Когда он находит какие-то (возможно бесплатные) видеоуроки или курсы для развития голоса и речи, то разные педагоги, специалисты по речи предлагают различные способы и методы для достижения определенного результата.
Допустим, вы скептически относитесь к каким-либо предлагаемым упражнениям и думаете, что вам это не подходит. Соответственно, игнорируете задание, не делаете его. Это подобно тому, как если бы вам доктор назначил 2 препарата, а вы решили лечиться только одним из них. Вполне может оказаться, что одно без другого неэффективно.
Я, к примеру, в одной из публикаций предлагаю для развития голоса музыкальную медитативную технику в определённых частотах. Она хорошо снимает зажимы с органов, задействованных в извлечении голоса и речи: с гортани, нижней челюсти, нёба. Но человек, не видящий пользы в медитациях вообще, может скептически отнестись и к этой.
В итоге, он провоцирует ситуацию, когда в обход предложенных приёмов, результат возможно будет достичь гораздо сложнее и дольше. Зачастую нужно просто принять на веру те методы, которые специалист предлагает для решения вашей проблемы.
3 ошибка — выбор педагога
Ну и третья ошибка, о которой хотелось бы упомянуть, это выбор мастера, то есть педагога, репетитора, тренера по технике речи, уроками которого вы собираетесь воспользоваться. Часто люди подходят к выбору с точки зрения крутизны. “Буду брать уроки только у Народного артиста, пусть дороже и всего 3 дня, зато буду всем говорить, у какого крутого мастера я учился!”
“Одно имя чего стоит, — рассуждают в таких случаях, — соответственно я получу хорошие и быстрые результаты!” К сожалению, далеко не всегда одно соответствует другому. Человек может быть прекрасным актёром или певцом, но абсолютно не иметь никаких знаний по психологии и педагогике. Согласитесь, что отлично что-то делать самому и уметь передать свои знания и опыт – это совсем не одно и тоже.
Надо понимать, что стартовые данные у всех людей разные. Неопытные учителя, поверхностно разбирающиеся в методике обучения, часто пытаются подравнять всех под одну гребёнку. В то время, как одному полезнее это упражнение, а другому — то, хотя в принципе они направлены на решение идентичной задачи.
Поэтому, принимая решение по выбору педагога, будьте очень внимательны и рассудительны. От этого зависит будут ли ваши занятия интересными, лёгкими, продуктивными и получите ли вы максимально быстрый и удовлетворяющий вас результат.
Чтобы оценить манеру изложения материала преподавателем и качество упражнений – имеет смысл освоить, для начала, его
Надеюсь, что мой рассказ о тактических ошибках в развитии красноречия, побудил задуматься о том, в правильном ли направлении вы движетесь. Оказывается, что для продуктивных занятий, направленных на развитие голоса и речи, важны не только упражнения, но и другие аспекты.
Вот только все способы эффективны, если не только о них посмотреть и послушать, а применить на практике 🙂 С одной стороны, это очевидно, но в действительности, мы именно этого часто и не делаем…