Интонация голоса и другие его характеристики в различных ситуациях

характеристики голоса

Общение между людьми возникло на заре человечества, гораздо раньше любого из существующих языков. Удивительное дело — слов ещё люди не придумали, а уже передавали друг другу информацию. Понятно, что это были просто различные звуки, и вероятнее всего, довольно продолжительное время их было в обиходе не так уж много. Итак, представьте себе, что вам нужно рассказать ребёнку, что для него представляет опасность. Какие средства для своего рассказа вы будете использовать? Полагаю, что первыми в списке стали интонация голоса и его громкость, так?

 

Возможно, что вспомнили, как при опасности ускоряются звуковые сигналы животных, значит можем включить в этот список и темп повествования, то есть средства, которые составляют паралингвистическую часть нашей речи. Помимо этого, вы наверняка решили подключить невербальную (не голосовую) составляющую, то есть взгляд, мимику, жесты, движения тела. Таким образом, ваше повествование стало больше похожим на танец или актёрскую игру «Показуха», не так ли?

 

Кстати, примерно так и общаются дети второго года жизни, когда у них в запасе уже много разнообразных звуков и слогов, но мало слов. Это наглядный пример того, что отнюдь не лингвистика (содержание, смысл) в нашем общении играют главную роль. 85% информации о людях наше подсознание считывает именно с невербальных проявлений. Возможно, что вы уже где-то читали или слышали про это?

 

Частые заблуждения, мешающие пониманию

Люди зачастую заблуждаются: что важнее в общении слова или характеристики голоса. Для многих это кажется очевидным, и при этом ошибочным…. Вот недавний реальный пример переписки с одной агрессивной случайной подписчицей. Привожу без изменений наиболее лояльную часть текста:

 

«Что важнее слова или голос? Ответьте  себе на возникающий вопрос: в беседе кого с кем? Или выступлении кого?  Открою вам секрет, причем бесплатно, если это беседа любящих людей, то звучание голоса  любимого — это музыка эльфов, а если это приговор, зачитываемый судьей, то  ничего  важнее смысла слов для вас не будет. »

 

По мнению известного драматурга Б. Шоу интонация речи человека столь бесконечно разнообразна, что существует 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать «нет», но только один способ это написать. Хотелось бы привести пример, когда одну и туже фразу можно сказать совершенно различным образом.

 

Предлагаю вам посмотреть видео, где исполняется песня на стихи И. Уткина  «Типичная история» (вокалистка Ольга Арефьева). Вы легко услышите насколько по-разному звучат фразы-рефрены: «Ты плохая, ты плохой» и «как я рада, как я рад». Несмотря на позитивный текст самой фразы «как я рад», в игру вступает  подтекст, эмоциональное наполнение, интонация голоса. Когда фраза звучит первый раз в начале — это отнюдь не «музыка эльфов», зато в финале текст и подтекст совпадают.

 

 

Перейдём от выразительного исполнения к ситуациям более жизненным. Согласитесь, часто во время телефонных разговоров люди не передают интонацию, и слушателю непонятно отношение рассказчика к событию. В таких случаях приходится спрашивать о том, что собственно чувствует звонящий абонент, его мнение. К примеру, кто-то рассказывает вам, что посмотрел новый фильм, вы узнаете какой актёр в главной роли, что много компьютерной анимации и даже краткое содержание, но так и не понимаете понравился ему фильм или нет, и стоит ли вам его смотреть, а для вас-то именно это очень важно.

 

Почему порой тяжело общаться через сообщения в социальных сетях, и особенно письма? Потому что, если не использовать смайлики, (а для деловой переписки смайлики неуместны), то очень часто непонятно ваш партнер по переписке искренне радуется или пишет с издёвкой, то ли он спрашивает, то ли он чем-то недоволен. Ведь мы видим только текст, а в общении чаще важен подтекст, который можно вложить самый разнообразный, если вы хорошо владеете интонациями.

 

Какие выразительные средства помогают вложить чувства и отношение в слова?

 

Мелодика вашей речи выразительна, когда используются:

  • Повышение и понижение интонации. Для повествовательной фразы характерно понижение интонации голоса, а для вопросительной — повышение. Для слов перечисления, разделённых запятыми, интонацию обычно повышают в конце каждого слова, причем в каждом следующем слове звучание голоса выше (как ступени). Когда на письме используется троеточие, то интонацию не понижают, а как бы «подвешивают»  — это подчеркивает неразрешенность ситуации.
  • Изменение темпа речи — очень важно вашу речь то ускорять, то замедлять, в зависимости от того, что вы хотите выделить.
  • Акценты на главном слове или словосочетании.
  • Паузы. Как правило в тексте, который  нужно произнести, есть необходимость использовать паузы различной длительности. Небольшая пауза в конце предложения, двойная пауза в том месте, где окончена мысль,  на письме — это финал абзаца.
  • Разнообразный тон голоса.

 

Вот упражнение, которое я предлагаю для развития интонаций голоса и перемещения акцентов. Текст прост:

Мимозы Мила маме купила.

      • Мимозы (а не другие цветы) Мила маме купила?
      • Мимозы Мила (а не другие дети) маме купила?
      • Мимозы Мила маме (а не кому-то другому) купила?
      • Мимозы Мила маме купила (а не привезла с дачи)?

Задание заключается в том, чтобы по очереди переносить логическое ударение с одного слова на другое сначала в повествовательном предложении, а потом в вопросительном. Если у вас это не сразу получилось сделать — попрактикуйтесь 3-5 дней и запишите выполнение задания на диктофон для того, чтобы послушать со стороны. Зачастую мы не слышим своих ошибок в то время, когда говорим.

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии