Как проводить занятия онлайн — сегодня самый популярный вопрос среди учителей и преподавателей. Интернет обучение во всем мире внедряется уже давно, и в русский язык уже прилетело и укоренилось англоязычное слово e-learning (интернет учеба). Но для многих это было какое-то далекое завтра. И вот наступил тот день, когда далекое завтра превратилось в неизбежное сегодня.
Для каждого из нас, кто получил качественное образование, есть примеры для подражания. Наверное, вы тоже сразу вспоминаете кого-то из своих учителей (отличный рассказчик, остроумный, интересные наглядные пособия). Я вспоминаю своего учителя физики, который в советские времена записывал учебные программы с телевизора и показывал их фрагменты в классе. А иногда включал сцены из популярных фильмов “Формула любви” и “Тот самый Мюнхгаузен”. А мы тайно обожали его, и бежали на его необыкновенные уроки.
У современных педагогов огромный арсенал возможностей. И, если оффлайн ваши занятия были интересными и запоминающимися, то в ваших силах сделать и онлайн занятия не менее продуктивными для выполнения образовательных задач. Существует немало самых разных онлайн сервисов, которые преподаватель может использовать в образовательном процессе.
Сервисы — помощники, повышающие познавательный интерес
Хочу поделиться сервисами, которые уже активно используют наши коллеги для повышения качества онлайн обучения. Уверена, что творческий процесс принесет удовлетворение автору, а уж у студентов: опросы, викторины, кроссворды и дидактические игры вызовут неподдельный интерес. Обратите внимание на:
- сервис создания тестов и опросов Socrative;
- конструктор дидактических игр на русском языке LearningApps.
Был создан в первую очередь для преподавателей, работающих с детьми, но есть возможность создавать различный уровень сложности заданий, с учетом возраста участников обучения. Преподавателю необходимо зарегистрироваться на сайте. Для включения русскоязычной версии — выбрать флаг РФ вверху справа.
Состоит конструктор из 20 типов интерактивных игровых приложений. Можно выбрать один из них, познакомиться с примерами упражнений, и самостоятельно создать приложение. Но второй способ проще: используйте уже созданное приложение другого автора для шаблона, и измените в нем данные на свои.
Таким образом приложение будет интерактивным и адаптированным к вашей предметной области. После того, как приложение создано, его нужно сохранить и можно отправить ученикам ссылку на упражнение. Но, если вы хотите контролировать выполнение заданий и анализировать результаты. То надо действовать иначе.
Войти в свой аккаунт и «Создать Класс», даже если группа для которой вы готовите задание это вовсе не школьный класс, дать ему название. После создания класса:
- Заполните вкладку «Аккаунты учеников». После заполнения профилей для каждого ученика будут автоматически созданы логин и пароль.
- Их нужны выслать тем, кто будет проходить созданное вами задание.
- Останется только переместить задание из вкладки «Мои приложения» в папку класса.
Это, как презентуют создатели — приложение для веселья и эффективного взаимодействия в классе. Вы можете помочь студентам в обучении с помощью создания тестов, опросов, викторин. Предназначен для использования на любых гаджетах: планшетах, мобильных телефонах, ноутбуках и ПК — везде, где можно работать с опросами.
Сервис англоязычный, но легко переводится в браузере Гуглхром правой кнопкой мыши. В нём непременно нужна регистрация, и он платный, но хорошая новость — есть приемлемый бесплатный тариф.
После регистрации, преподаватель входит под своим логином на ресурс, для него создается виртуальная комната с номером. Этот номер передается всем участникам онлайн группы, и они заходят на ресурс, указывая номер виртуальной комнаты и своё имя. Одновременно можно тестировать до 50 человек.
Заранее преподаватель создает игру-викторину, которая на сервисе названа «Космические гонки».
Это тест с множественным выбором ответов или коротким ответом. Участники группы соревнуются в реальном времени, чтобы получить правильные ответы на вопросы. Преподавателю приходит отчет по результатам с именами участников, где можно видеть кто быстрее и правильно прошел космическую гонку. Отчет о результатах можно отправить на email преподавателю или экспортировать в Excel.
Закрытые группы в соцсетях, как платформа для онлайн обучения
Я занимаюсь онлайн обучением почти десять лет. За эти годы пришлось испробовать множество различных сервисов, площадок и, конечно, работу с соц. сетями. Поэтому хочется поделиться, как можно организовать групповое обучение онлайн на базе закрытой группы в социальной сети. Это возможно и в Facebook, и в Insagram, но лучший функционал для этого в русскоязычном ВКонтакте. Ведение группы особенно удобно для преподавателей дополнительного образования, тренеров и экспертов, ведущих онлайн курсы, когда студенты должны предоставлять задания для проверки в аудио- или видеоформате.
Вот небольшой план действий, чтобы создать и настроить группу в ВК:
- Найдите в левой колонке раздел “Сообщества” и в новом окне справа вверху нажмите кнопку “Создать сообщество”;
- Среди предложенных типов сообщества — наиболее подходящий: Группа по интересам;
- В открывшемся окне, увидите: Группа по интересам (общайтесь и делитесь контентом с одноклассниками, коллегами и единомышленниками). Здесь надо вписать название группы, выбрать тематику из выпадающего меню, и самое важное — изменить “открытая” на “закрытая”. Теперь можно смело жать на кнопку “Создать сообщество”.
Первое, что нужно сделать в настройках группы — найти блок “Основная информация” и скопировать “Адрес страницы”. Это та ссылка, которую надо будет выслать всем, кого вы хотите видеть участниками группы. Эти люди будут переходить по ссылке и оставлять заявку на вступление. А руководитель проходит путь: Управление — настройки — участники — заявки и подтверждает их.
Пока участники постепенно присоединяются, надо группу оформить: вставить обложку, сделать небольшое описание. Разместите на стене картинку с приветствием и орг. моментами. Следующий шаг в настройках — найти пункт: Разделы и выставить доступ “открытые” для тех, которые будете использовать совместно с участниками.
На открытой стене любой участник может писать сообщения и оставлять комментарии. А руководитель может прикреплять к сообщениям ссылки, видеозаписи, документы.
Если нужно, чтобы все участники сообщества могли добавлять новые видеозаписи (к примеру выполнение задания, связанного с работой над телом, дыханием, жестами) — их тоже важно выставить открытыми. Для моих занятий по развитию голоса всегда важно, чтобы участники могли добавлять свои аудиозаписи (полагаю, что это нужно и для уроков музыки), поэтому я выставляю настройку “Открытые”. Руководитель группы имеет возможность объединять аудиозаписи в плейлисты. Их можно сделать персональными, чтобы отслеживать прогресс каждого ученика или поэтапными, как у меня для прохождения курса. Иконка для загрузки незаметная — посмотрите скриншот.
Если для проведения некоторых ваших занятий онлайн не нужен режим конференции (чтобы видеть студентов), а достаточно их ответов в комментариях, то прямо из группы есть возможность провести прямую трансляцию. Для этого перейдите в раздел “Видео” и вверху справа — нажмите “Создать трансляцию”. С телефона трансляцию провести проще — не надо устанавливать на ПК программу видеокодер, но кадр будет вертикальный. Если вам нужен горизонтальный, чтобы стоять возле доски или флипчарта и писать, рисовать — освойте программу для трансляций OBS.
Делайте задания и занятия интереснее, прикрепляя к постам на стене карты, опросы, делитесь ссылками. Поддерживайте активность — обязательно отвечайте на комментарии, создавайте беседы, обсуждения и чаты по темам. Позаботьтесь о том, чтобы все участники включили уведомления от сообщества, тогда они будут их получать о новых постах, загруженных видео и запланированных от имени сообщества трансляциях.
Сейчас появилась возможность настроить и рассылку в личные сообщения, где можно высылать всем одинаковое сообщение, к примеру напоминание о прямом эфире или пояснения к заданиям. Таким образом, закрытая группа в социальной сети может стать для вас платформой для онлайн обучения.
5 способов решения технических проблем дистанционной работы с группой
Наверное, самый сложный вопрос, который возникает у преподавателей, переходящих в онлайн: как работать с группой дистанционно? И с первых шагов их преследуют технические сложности. Причем, в них разобраться трудно не только учителю, который должен организовать виртуальный класс, но и участникам обучения. Одни с легкостью присоединяются к занятию онлайн, а другие “тормозят” остальных, потому что не понимают:
- как подключиться к виртуальному классу,
- как правильно включить микрофон внутри,
- как отрегулировать звук, чтобы слышать преподавателя,
- как включить камеру и т.п.
Естественно создается напряженная атмосфера: “продвинутые” ученики выражают недовольство, что должны ждать, учитель нервничает. Тут важно сохранять спокойствие, понимая, что это ситуация временная. Те, кто уже давно занимается дистанционным обучением, приспособились и делятся опытом:
- Сделайте для студентов или учеников подробную текстовую или видеоинструкцию для работы в виртуальном классе.
- Проведите для новичков или “слабачков” отдельный вводный урок, чтобы ученики попробовали в спокойной обстановке войти и настроить камеру и микрофон, попробовать пользоваться всеми инструментами, которые вы планируете использовать.
- Будьте готовы к неожиданностям и техническим сбоям во время трансляции сами и подготовьте к этому участников обучения. Запасной план не помешает и в случае, если неполадки с интернетом: “вылетит” домашний — переходим на мобильный. И в случае программных сбоев: неполадки на платформе — переходим в мессенджер.
- Привлекайте технического помощника. Это очень удобно если группа больше 5 человек и вы физически не можете разбираться с каждым студентом. Им может стать старшеклассник или студент из другой группы, для которого технические моменты — открытая книга.
- Заранее договаривайтесь с учениками об изменениях или переносе обучения, если технически невозможно провести обучение в назначенный день.
Пожалуй, следующая трудность работы с группой онлайн — это дифференцированный подход. На оффлайн занятиях, если ты видишь, что все уже выполняют задание, а кто-то всё ещё не разобрался — можно подойти к студенту и тихо объяснить то, что неясно. Можно разделить группу на пары или подгруппы и раздать разные задания. А для самостоятельной работы раздать карточки с различными вариантами заданий. Как осуществить это онлайн?
Как провести онлайн обучение дифференцируя подход и оценивания знания в группе
- На некоторых платформах для онлайн обучения уже встроены функции личного чата и разделения учеников на группы (пары). К примеру, в Zoom это называется Breakout Rooms — комнаты обсуждения. Если ученик требует отдельного внимания, отправьте личное сообщение с пояснениями. И не придется посвящать весь чат в персональную проблему.
- Если такая функция не предусмотрена — обязательно используйте мессенджеры для личного общения с учениками. Договоритесь “на берегу”, что индивидуальные замечания и помощь будете высылать личным сообщением (можно даже голосовым сообщением — это быстрее и привычнее, но не забывайте отключать микрофон в виртуальной комнате).
- Подгруппы для раздачи вариантов самостоятельной работы тоже можно организовать в мессенджере. Но об организации подгрупп нужно позаботиться заранее — ещё до начала онлайн занятия.
- Существует опыт, когда ученики пишут тесты вручную (хотя удобнее документе Word) во время урока, а потом делают фото своей работы и отправляют его на проверку преподавателю личным сообщением. Можно проверять такие фотоработы в любом графическом редакторе — там есть функция авторучки и карандаша. Можно выбрать красный, чтобы было привычнее.
После того, как вы разделите участников и “рассадите” их по разным комнатам, проводите урок. Студенты в разных комнатах будут пользоваться одним из вариантов задания. А вы сможете “переходить” от подгруппы к подгруппе, так же как на оффлайн уроке.
Каждый, кто пришел в нашу профессию не случайно, стремится сделать свои занятия не только полезными, но и интересными. Надеюсь, что публикация раскрыла тему, и вы увидели для себя возможности того, как проводить занятия онлайн более интересно и продуктивно.
Для меня, как и для многих коллег, видеть успехи студентов, слышать их восторженные отзывы дорогого стоит. Но самое приятное — это видеть, как твои ученики применяют полученные знания и навыки в жизни. И это наполняет вдохновением развиваться, узнавать и применять новые методы, инструменты и технологии.
Учитель, тренер, преподаватель может стать создателем уникального дидактического и мультимедийного контента в интернете, так же как для реальных занятий. И их использование позволит повысить познавательный энтузиазм студентов для получения и обработки информации. Более того, если наши ученики и студенты не идут к нам — надо выходить им навстречу на просторы всемирной сети!