0 руб.

Для людей речевых профессий голос является инструментом, поэтому очень важно, чтобы он служил “верой и правдой” :). А, если точнее, то он должен быть неутомимым тружеником, которым мы могли бы легко управлять. Поскольку наш голос можно назвать озвученным выдохом, то он напрямую зависит от того, как мы дышим, и правильное речевое дыхание – основа красивого, сильного голоса.

 

Дыхание, связанное со звуком, называют фонационным, и оно отличается от дыхания во время молчания. Когда молчим, наши вдохи и выдохи равны по длительности, а когда говорим или поём, вдох значительно короче выдоха. Именно это дыхание позволяет нам произносить длинные фразы, не задыхаясь, и мы должны сосредоточить внимание на нём.

 

Хочу познакомить вас с упражнениями дыхательной гимнастики, которые не только используются для постановки голоса на опору, но и служат прекрасной профилактикой и даже лечением различных заболеваний, причём не только дыхательной, но и кровеносной, нервной систем, улучшают зрение. И, надо признать, что опорный голос подобно мостам, не знает устали, позволяет спокойно, без напряжения работать голосовым связкам и правильно распределять дыхание.

 

Автор этой уникальной гимнастики – замечательная женщина Александра Стрельникова. Она была певицей, но потеряла голос. Ей так хотелось вернуть его, что пришлось создать специальную гимнастику и стать доктором. Александра Николаевна вернула голос и здоровье не только себе. Вот что пишет её единственный ученик и творческий наследник  доктор М.Н.Щетинин в одной из книг:

«У всех певцов — наших с Александрой Николаевной пациентов, жаловавшихся на короткий диапазон, слабость звука, быструю утомляемость от пения и разговора, сухость и боли в горле, певческие или фиброматозные узелки,— было мелкое ключичное или грудное перерасширенное и напряженное дыхание. Оно-то и являлось главной причиной болезни.»

 

4 упражнения для развития речевого дыхания из гимнастики Стрельниковой

По этой методике вдох делается через нос – предельно активный шумный, резкий и короткий, как хлопок в ладоши. Он делается одновременно с движениями. Выдыхаем через рот – абсолютно пассивно. Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага – 12 раз по 8 вдохов-движений. Предлагаю освоить 4 из них:

1. «Повороты головой»;
2. «Обними плечи»;
3. «Кошка»;
4. «Насос».

Упражнение «Повороты головой»

Поверните голову вправо – сделайте шумный, короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево – «шмыгните» носом с левой стороны. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть!

Упражнение «Обними плечи»

Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху – правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать.

Упражнение «Кошка»

Ноги нужно поставить чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте легкое, пружинистое приседание и одновременно поворот туловища вправо – резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот – только в талии. Выдохи происходят между вдохами сами.

Упражнение «Насос»

Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно – шумный и короткий вдох носом. «Накачивать шину» нужно легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс.

Помните, что сосредотачиваться нужно на вдохе. Пробуйте, но… без фанатизма, осваивайте все это постепенно. Не делайте этого в изможденном состоянии, от мощного потока воздуха в организм у некоторых могут перед глазами «заплясать звездочки».

 

 

Главное – освоить принцип шумного короткого глубокого вдоха. Воздух должен проходить в нижние отделы лёгких, а рёбра будут раздвигаться, как крылья бабочки. Овладев этим типом дыхания, вы забудете о не смыкании голосовых связок, быстром утомлении голоса. Голос станет гибким – вы сможете легко овладеть различными его регистрами, варьировать  интонации и тон.