эффективность обучения
0 руб.

Вы наверняка слышали о таком подходе к обучению, как «учение без мучения»? Почему собственно освоение определённой информации и навыков становятся для многих людей мучением? Прошлый школьный опыт классической модели обучения настолько негативен, что и во взрослом возрасте мысль о том, чтобы научиться чему-то новому вызывает у многих состояние сопротивления и откровенный ступор.

 

Огромные пласты выученных в школе формул и определений многими людьми в течении жизни оказываются ни разу не востребованными! Насколько же сильной и окрыляющей должна быть мотивация, чтобы повысить эффективность обучения? Ведь зачастую людям необходимо освоить новые навыки для улучшения своей деятельности. А дело вовсе и не в мотивации. Взрослые люди не дети, и у них нет времени и возможности учиться впрок, на тот случай, когда знания им может быть понадобятся.

 

Взрослые, чаще всего имеют семейные и социальные обязанности, и учиться им приходится без отрыва от основной профессиональной деятельности. Но… ЕСТЬ БОЛЬШОЙ ПЛЮС обучения во взрослом возрасте – это узкая направленность (поскольку сфера деятельности уже в основном определена) и чёткое осознание ЗАЧЕМ осваивать новую информацию и умения.

 

Самой главной мотивацией становится возможности применить результаты своего обучения. Это позволяет повысить Как взрослым учиться с удовольствием и повысить эффективность обучения, в результате которого можно сделать свою жизнь богаче, интереснее, гармоничнее.

 

По этим причинам последнее время все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения взрослых: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги и курсы. Причем, всё больший спектр тем и программ обучения предлагается специалистами для обучения онлайн.

Чем отличается активное обучение от классической модели

я подробно рассказываю в видеоролике ниже.

 

Традиционное обучениеАктивное (бизнес) обучение
1. ЦельДать широкие общие знания для отдаленных задач, обучение «впрок»Формирование конкретных умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных текущих задач
2. РольСОДЕРЖАНИЕ обучения — «чему учить?»ПРОЦЕСС — «как учить?»
3. ФормаЛекционная форма подачи материала, при которой ученик пассивно воспринимает информациюАктивные методы обучения, когда человек принимает участие в получении новых знаний, формировании новых умений и навыков
4. ЗадачиПоиск правильного ответаПоиск приемлемого результата, позволяющего решить конкретную проблему
5. МетодыОсвоение ранее созданных методов и классических подходовОсвоение новых методов, поиск актуальных подходов и креативных решений
6. ОтношениеПреподаватель, эксперт, воспитательОрганизатор, консультант и коуч
7. КонтрольНа учителеСамоконтроль. Результат зависит от обучающегося

 

 

Как повысить эффективность обучения?

Чтобы не потратить свои время и деньги на не эффективное обучение, полезно знать некоторые факторы обучения взрослых, которые позволяют обучаться быстро, с удовольствием и полученные знания сразу же применять на практике:

    • Явным отличием от обучения детей, является наличие жизненного и профессионального опыта. Поэтому имеет смысл расширять и углублять свой практический опыт, а не ограничивать себя рамками прошлых убеждений (типа: «у меня нет к этому способностей» или «я уже пробовал похожее и у меня не получилось») во время обучения.

 

    • Несмотря на то, что согласно исследованиям, с возрастом многие функции организма постепенно ослабевают. К примеру снижаются зрение и слух, ухудшаются память и мышление, возникают трудности с восприятием новой информации. Тем не менее, сами способности к обучению у взрослых (от 20 до 60 лет) существенно не изменяются. При этом у людей, занятых умственным трудом они сохраняются значительно дольше.

 

    • Учитывать тот факт, что быстрее всего новая информация усваивается, когда сразу же проверяется на практике с получением обратной связи. По принципу, чтобы научиться плавать – нужно реально войти в воду и плыть прислушиваясь к рекомендациям тренера.

 

    • Задействовать для обучения правое «творческое» и эмоциональное полушарие мозга, которое согласно современным психологическим исследованиям, дает наилучшие результаты в обучении взрослых. Не ограничиваться логическим «левополушарным» пониманием и запоминанием – это долгая дорога. Хорошие тренеры всегда стараются создавать в сознании участников обучения конкретные образы (истории, сравнения, метафоры), которые воспринимаются легче и запоминаются лучше.

 

    • Важно, чтобы обучение проходило на позитиве, в окружении одобрения, взаимопомощи, радости и доверия. Такой настрой позволяет организму вырабатывать химические элементы, которые ускоряют формирование новых нейронных связей и укрепляют память.

 

Как взрослым учиться с удовольствием и повысить эффективность обучения?Кроме этого, начиная обучение, всегда действуйте согласно циклу обучения взрослых, которую вывел Дэвид Колб. На рисунке очень доходчиво изображены все этапы:

1) Некоторый опыт возможно ошибочный или негативный;

2) Анализ, обдумывание и поиск ошибки;

3) Формирование новой модели поведения;

4) Новое действие для проверки созданной модели.

 

И помните, что при активном обучении вы – босс, то есть ответственность за результат зависит прежде всего от вас. Как заметил профессор И. И. Ильясов: «Глагол «учиться» в русском языке относится к категории «возвратных» глаголов. Учиться — в буквальном смысле — означает «учить себя».